mrpumlin (mrpumlin) wrote,
mrpumlin
mrpumlin

Categories:

Абстракт

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


Мы не за красных, мы не за белых, мы за Россию и здравый смысл...


В этом блоге представлен (сырой) макет новой социально-экономической и административно-политической Системы России, которая предлагается в качестве инструмента решения проблем, вставших перед нашей страной в начале 21 века, главными из которых являются:

1. Отсутствие механизма для устойчивого расширенного воспроизводства капитала (основных фондов и человеческого).

2. Отсутствие механизма для устойчивого расширенного воспроизводства популяции (народа РФ).

Для решения этих проблем предлагается модифицировать механизмы и принципы как государственного управления, так и воспроизводства капитала в стране. А именно, перестроить Систему таким образом, чтобы повысить в ней роль волевой, экспертной и проектно-плановой составляющей. Для чего сконцентрировать административную, хозяйственную и политическую власть:

- на федеральном уровне - у Руководителя государства, с опорой на новый "индикативный" Госплан (с Правительством в качестве субъекта исключительно оперативного управления) и подчиненный Госплану Центральный Банк - Госбанк РФ;

- на региональном уровне - в администрациях новых государственно-общественных систем регионального развития и социального обезпечения, которые я назвал Губернскими общинами.


Губернская община


Администрация Губернской общины будет проводить оценку и мониторинг ресурсов территории, прорабатывать варианты их использования, формировать пул бизнес-планов и предлагать их региональному парламенту, который, в свою очередь, определит приоритетные. При этом, главными критериями отбора будут:

1. Построение в немалой степени (но не в абсолюте, разумеется) самодостаточного регионального хозяйства, на фоне максимально высокой производительности труда и максимальной рентабельности, при стремлении к максимальному числу технологических переделов.

2. Минимизация экологического ущерба региону от хозяйственной деятельности.

Губернская община будет работать на принципах системы "Ассоциация собственников", разработанной в Центре регионального развития СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ под руководством д.э.н. С.Ю. Андреева. Такая схема является потенциально эффективным инструментом развития, ибо превращает региональную экономику в, фактически, единый инвестиционный проект, в рамках которого для всех его участников (власти, бизнеса, работников, жителей) возникает общее целеполагание, направленное на рост социально-экономического потенциала территории, которое оказывается выгодным для ВСЕХ.

Принцип прост: местные и региональные чиновники, правоохранители, специалисты зарабатывают в зависимости от развития местного и регионального хозяйства. Чем выше уровень его развития, чем выше доходы с него, тем выше их личные (и абсолютно легальные) доходы.

Эффект возникает в результате гармонизации интересов власти, инвесторов, бизнеса, работников, жителей (на основе личной выгоды для каждого), что, в свою очередь, ведет к резкому росту отдачи от человеческого капитала (важнейшего фактора системы), а также природных, финансовых и производственных ресурсов территории.

Система способна снизить коррупционный потенциал управления за счет возможности для управленцев (и специалистов) всех уровней иметь много и, при этом, законно.

Система, благодаря заложенным в ней принципам, стимулирует повышение производительности труда, снижение издержек и создает платежеспособный спрос на инновации.


Корпорации развития территории


Помимо Губернских общин в каждой губернии будет работать три - четыре (не одна, а несколько - для конкуренции между ними) Корпорации развития территории, в качестве конкурирующего и дополняющего Систему регионального хозяйства элемента. Суть ее работы проста: поиск бизнес-возможностей в плане надстраивания недостающих звеньев технологических цепочек, целенаправленное формирование территориально-хозяйственных комплексов, сбалансированных межотраслевым балансом.

Корпорация будет исключительно владельцем капитала, договариваясь о сотрудничестве с хозсубъектами, предоставляя им необходимый капитал в виде зданий, оборудования, транспортных средств, лицензий и обучения персонала. Добиваясь расширенного воспроизводства собственного капитала, она будет участвовать в прибылях в рамках простого товарищества (ст.1041 ГК РФ).

Такой "умный капиталист", инвестор, заинтересованный в росте добавленной стоимости, создаваемой в регионе.

Метод опробован д.э.н. В.И. Назаровым в нескольких районах Западной Сибири в 1994-2008 гг.


Мега-корпорация РФ


Третьим элементом Системы станет пул федеральных вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций, объединенных в Мега-корпорацию РФ, контрольный пакет которой будет принадлежать Общественному капитальному фонду РФ (его пайщиками будут все граждане РФ).

Ввиду нарастания настроений социального реванша в обществе, держа в уме необходимость создания пула новых технологичных корпораций федерального уровня, а также на фоне проводимой руководством страны политики амнистии и репатриации российского капитала, крупному капиталу российского происхождения будет предложен способ самосохранения и, одновременно, демонстрации патриотизма, в виде инвестирования значительной части их денежных средств и собственности в эту самую Мега-корпорацию...


Руководитель страны


Руководитель государства возглавит Штаб, в который войдут:

- Госплан РФ (планировщик и координатор)
- Административно-бюджетное управление при Руководителе государства (составление консолидированного (или только федерального) бюджета страны)
- Специальный комитет при Руководителе государства (оператор приоритетных национальных проектов)
- Правительство РФ (текущее оперативное управление)
- ЦБ - Госбанк РФ (денежная эмиссия, надежное депонирование и движение денежных средств)
- Кредитно-страховой фонд РФ (мега-банк)
- Трехпалатный парламент РФ (консультативно-совещательный орган)
- Всероссийский Наблюдательный Совет (надзорный орган для контроля за формированием и использованием общественного капитала граждан РФ)

Штаб будет реализовывать свои функции через выдачу рекомендаций Руководителю государства по формированию налоговой, финансовой, технологической, таможенной и другим видам государственной политики, которая будет определяться, на основе этих рекомендаций, именно Руководителем.

Штаб поможет ему определить основные направления и принципы развития, совместно с основными акторами экономики - составить индикативные планы, а также частью организует, частью - поможет организовать обезпечение их необходимыми ресурсами:

- информационно-аналитическими и экспертизой,
- финансовыми,
- кадровыми,
- технологическими (добывание недоступных для приобретения технологий, ноу-хау)
- административными (защита от внешней конкуренции)
- силовыми (безопасность)
- и т.д.


Формирование приоритетов


Госплан и Правительство, отталкиваясь от планов основных акторов экономики РФ (включая планы Губернских общин), будут формировать приоритеты в развитии экономики страны следующими способами:

- через экспертно-аналитическую и нормативно-правовую деятельность по их поддержке,

- предлагая любым желающим экономическим агентам РФ - Мега-корпорации, корпорациям Губернских общин, и прочим - государственные заказы (причем, эти заказы могут быть обезпечены инвестиционными кредитами через Кредитно-страховой фонд РФ),

- путем распределения инвестиционных кредитов (частью в виде финансового сопровождения вышеупомянутых заказов, частью на конкурсной основе, частью на волюнтаристской основе).

Важно: доступ хозсубъектов к заказам и к инвестиционным кредитам будет, хотя и не в полной, но в значительной степени проводиться на конкурсной основе, на основе объективных экономических показателей претендентов и представленных ими бизнес-планов. Форма собственности не будет квалифицирующим признаком, при этом. Как и минимальная цена, предлагаемая на конкурсе, поскольку в нашем сверхсложном технологичном мире она не может являться основным критерием выбора.


Спецкомитет


Спецкомитет же, очевидно, будет получать часть инвестиционных кредитов, а также бюджетные средства на внеконкурсной основе и реализовывать свои проекты в "планово-волюнтаристском" формате, в качестве акторов используя и Мега-корпорацию, и Корпорации губернских общин и частные корпорации, и специально создаваемые новые госкорпорации.

Очевидно, именно Спецкомитет создаст несколько организаций по типу DARPA, финансируя новые проекты по сходным принципам: отбор проектов и их полноценное финансирование в течение первых трех-четырех лет, с последующим резким снижением финансирования в случае неудачного развития проекта и прекращением финансирования со временем, если перспектив у проекта так и не появится. И с дополнительным финансированием удачных проектов.

Ему же предстоит, во многом, сформировать венчурную систему в РФ и найти формат поддержки малых и средних инновационных предприятий, способы их взаимодействия с крупным бизнесом.

Также, именно он, очевидно, станет главным венчурным инвестором страны.


Бюджет страны


Руководитель государства, опираясь на подчиненное ему Административно-бюджетное управление, будет формировать проект консолидированного (или только федерального) бюджета страны. Сам и от своего имени. После чего - выносить его на обсуждение Штаба. Речь идет именно об обсуждении и согласовании, права вето не будет ни у кого. По итогам дискуссий и согласований, именно Руководитель будет утверждать бюджет.


Финансирование


Инвестиции в основные фонды и в человеческий капитал пойдут из следующих основных источников:

- из собственной прибыли хозсубъектов,
- займы/продажа облигаций хозсубъектов на финансовом рынке,
- аккумулирование в отраслевых/региональных инвестиционных фондах свободных средств граждан и организаций, с последующим их инвестированием в потенциально высокорентабельные проекты (японский опыт),
- эмиссия акций, продажа паев и долей,
- иностранные инвестиции и несвязанные кредиты,
- и т.д.

Также, для пополнения оборотных средств будет задействован механизм переучета ЦБ - Госбанком РФ векселей хозяйствующих субъектов (не всех подряд, конечно, а лишь тех, которые будут отвечать определенным квалификационным признакам установленным ЦБ - Госбанком РФ).


Кредитно-страховой фонд РФ (мега-банк)


Кроме того, часть финансирования пойдет за счет денежной эмиссии ЦБ. Эмитированная денежная масса будет передаваться от ЦБ государственно-общественному безприбыльному Кредитно-страховому фонд РФ в виде долгосрочных безпроцентных займов. Фонд займется "работой в поле", организуя кредитование хозяйствующих субъектов РФ и добиваясь минимальной процентной ставки и высокой возвратности выданных ссуд.

Кредитно-страховой фонд РФ будет кредитовать под 2% годовых (которые покроют его издержки и позволят создать страховой фонд):

- администрации субъектов федерации;
- губернские общины;
- корпорации развития территории;
- общественный капитальный фонд РФ (мега-корпорацию РФ);
- федеральные министерства и ведомства, государственные и общественные организации;
- предприятия и организации различных форм собственности;
- вновь создаваемые под решение тех или иных задач хозсубъекты;
- граждан РФ

на цели:

- инвестиции в производственные и сервисные хозяйствующие структуры;
- строительство и реконструкция дорог и создание всевозможных инфраструктур;
- строительство и реконструкция жилья;
- строительство и реконструкция учреждений воспитания, образования, здравоохранения и науки;
- и т.д.

Кредиты будут выдаваться в пределах лимитов, в объемах и по направлениям, согласованными между получателями и Объединенным кредитным комитетом - коллегиальным органом, который объединит представителей Госплана, Спецкомитета, Правительства и ЦБ - Госбанка РФ. (Вопрос о методике расчета предельных объемов такой эмиссии оставлю за скобками, ибо он большой, сложный и узкопрофессиональный.)

Кредиты будут выдаваться на условиях софинансирования.

Важно: основная часть эмитированных средств пойдет в виде целевых кредитов на создание основных фондов хозяйства (особенно, их активной части), строительство жилья и подготовку кадров.

Причем, контроль за целевым использованием дешевых инвестиционных кредитов будет очень жестким. Возможно, эти инвестиционные деньги будут работать на блокчейн технологии.


Обоснование денежной эмиссии (проинфляционной политики)


Леонид Пайдиев, экономист:

Есть проинфляционная и дефляционная политика. Обильно вбрасываешь деньги в экономику или бережно к ним относишься — в итоге развитие придет к одному и тому же результату. Это называют нейтральностью денежного предложения. Только если мы посмотрим на график времени и экономического роста, то при проинфляционной политике будет такой горбик: рост, рост, рост, потом это перестает действовать и начинается спад. При дефляционной же политике, когда деньги не даешь, сидишь, как Гобсек, наоборот впадинка такая появляется на графике, а потом экономика постепенно идет на подъем. Так вот эта разница, эта дельта между впадинкой и ростом, — это не абстрактная величина. Это накопленное национальное богатство. Это построенные фабрики, заводы, торговые центры, люди, получившие образование, дети, у которых состоялось будущее, без которого они бы умерли на помойке или стали бы преступниками.

Общество стало богаче. Поэтому инфляционная политика, если не пережимать, не переходить за определенные пределы, — она есть благо.


Классические инвестиционные институты


Помимо новых инвестиционных институтов часть работы по финансированию основных фондов возьмут на себя классические инвестиционные банки, финансовые компании, всевозможные фонды: частные, частно-акционерные, суверенные.


Собственность


Значительная часть новой собственности, формируемой, прежде всего, с помощью кредитования через вышеупомянутый фонд, будет принадлежать обществу (даже не государству):

- Губернским общинам,
- Корпорациям развития территорий
- Мега-корпорации РФ и Общественному капитальному фонду РФ.

Общественный капитальный фонд РФ будет владеть контрольным пакетом Мега-корпорации РФ. Он будет разделен на несколько миллионов равных долей - паев. Каждый гражданин РФ получит пожизненный невыделяемый ненаследуемый пай в этом фонде.

Разумеется, я далек от мысли сделать общественную собственность монопольной, но свое заметное место в структуре собственности РФ она должна бы занять. Наряду с частным капиталом, общественный капитал граждан РФ станет надежной базой для создания ВВП страны. А рента с него пойдет на общественно и социально значимые расходы, позволяя повышать их без чрезмерного завышения налоговой нагрузки на экономику и граждан.

При достаточно высокой норме прибыли, со временем, фондовооруженность российской экономики может (и должна) стать очень высокой и значительная часть этих фондов будет представлять собою общественный капитал. Соответственно, рента с них составит немалые суммы и по объемам однажды может оказаться сравнимой с налогами и сборами.

Да, ощутимых объемов ренты с общественного капитала мы дождемся еще не скоро, процесс его накопления растянется на десятилетия, но именно такой механизм дополнительного финансирования социальных расходов является самым исторически перспективным - мое мнение.


Новые города


Одной из составляющих предлагаемых преобразований является проект развития существующих и строительства новых городских агломераций в РФ. И причин для этого предложения несколько.

Во-первых, строительство обладает большим мультипликативным экономическим эффектом. Рост ВВП, зарплат и налогов, сопровождающий подобные проекты, может оказаться настоящим спасательным кругом в наступающие для нашей экономики трудные времена. Этот проект в состоянии всерьез поддержать ее на плаву в течение переходного к новой Системе периода, не позволив обрушиться (что, в противном случае, вполне реально).

Во-вторых, наши основные фонды, включая всевозможную инфраструктуру, обветшали и требуют замены. Восстановительная их стоимость - огромна и где взять деньги на их воссоздание и модернизацию, непонятно. Экономисты Ханин и Фомин предлагают сократить личное потребление в РФ в двое (а элиты - в 6(!) раз), чтобы высвобожденные таким образом средства пустить на инвестиции. Что, по моему мнению, сделать нереально.

Но предложенное массовое строительство как раз и позволяет несколько снизить себезтоимость строительства зданий, сооружений, дорог и прочих коммуникаций, энергетики, систем ЖКХ и проч., проч., проч. - за счет больших объемов.

Помимо того, решение жилищной проблемы - также не пустяк.

Не говоря уже о том, что, параллельно со старой Россией, рядом с нею, начнется комплексное строительство новой, "с иголочки", страны.

Наконец, такой проект может стать инструментом перемен. Что я имею в виду? Он может стать тем самым кончиком, потянув за который можно попытаться осторожно распутать весь тот клубок проблем, который сформировался за последние десятилетия в стране. Ибо кто и с какой стати вдруг начнет масштабные системные преобразования в России? Инерция последних десятилетий в экономической и общественной жизни свидетельствует о том, что власти не склонны к большим и глубоким переменам - ибо с какого ...? И лишь катастрофическое ухудшение положения, по всей видимости, вынудит их начать таковые. Однако надо понимать, что убаюканные недостоверной статистической информацией (подобно лидерам позднего СССР) и слабой обратной связью, наши руководители если и начнут действовать в таком ключе, то лишь тогда, когда негативные процессы в экономике уже успеют развиться и приобрести если не необратимый, то крайне опасный характер. И тогда любые преобразования будут стоить стране и народу очень, очень дорого, ибо ресурсов у нас будет куда меньше чем сейчас.

Буду счастлив ошибиться в этом, но...

А вот запустить проект строительства новых агломераций, пусть для начала в небольшом объеме и с минимальными изменениями нормативной базы - это гораздо реалистичнее, по-моему. Тоже непросто, но реально.

Ведь надо понимать, что развитие проекта потребует все новых и новых изменений. Он может стать тем самым рычагом, с помощью которого можно начать работу по переформатировании страны. Потому что стоит власти сделать первые шаги по его реализации, сама его внутренняя логика потребует следующих.

Таким образом, проект новых агломераций, по-моему, может стать тем самым мостиком в будущее, строительство которого можно начать уже сегодня.


Ключевые особенности системы


Ключевыми особенностями системы должны быть:

1. Подлинная суверенность власти и управления, базирующаяся на суверенной науке, аналитике, экспертизе и аудите на всех уровнях власти и управления.

2. Суверенный денежный эмиссионный центр.

3. Железобетонная защита прав собственности (право плюс технология архивирования).

4. Непрогибаемый и квалифицированный суд. (Хотя, желательно чтобы Руководитель государства имел право вето на решения Верховного суда РФ и суды более низких инстанций. Вообще, обладал высшей судебной властью в стране.)

5. Формальные, относительно прозрачные организации/площадки для (само)воспитания элиты, для внутри- и межэлитной коммуникации.

6. Формализованная, четко прописанная в законах (чтобы не скатываться на неформальные, квази-мафиозные методы управления) абсолютная власть руководителя государства, на фоне самого широкого местного самоуправления, имеющего как большие полномочия, так и достаточно большие государственные и общественные средства в распоряжении.


Абсолютная власть


Поскольку народ России слаб, гражданское общество - в зачаточном состоянии, единственный эффективный и надежный способ пройти через готовящиеся для нас испытания и выйти на дорогу реального развития - это абсолютная власть "хорошего" царя. К сожалению, любые надежды исключительно на народную самоорганизацию, на парламентскую демократию, в текущей исторической реальности, наивны. Нужен Некто, способный отстоять интересы народа, отбить атаки внешних и внутренних хищников, постепенно выстроить Систему социального, солидарного государства 21 века.

Хотя, при этом, он должен опираться на федеральный и региональные парламенты, которые должны стать рабочими площадками по переформатированию государства, но принимаемые ими нормативные акты, при этом, на некий переходный период (6 - 12 лет) в иерархии законов должны стать актами более низкого уровня, чем указы руководителя государства - главного организатора и координатора работы по переформатированию страны.


На главную страницу блога

Tags: #новая россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments