mrpumlin (mrpumlin) wrote,
mrpumlin
mrpumlin

Categories:

Абстракт

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


Мы не за красных, мы не за белых, мы за Россию и здравый смысл...


В этом блоге представлен (сырой) макет новой социально-экономической и административно-политической Системы России, которая предлагается в качестве инструмента решения проблем, вставших перед нашей страной в начале 21 века, главными из которых являются:

1. Отсутствие механизма для устойчивого расширенного воспроизводства капитала (основных фондов и человеческого).

2. Отсутствие механизма для устойчивого расширенного воспроизводства популяции (народа РФ).

Для решения этих проблем предлагается модифицировать механизмы и принципы как государственного управления, так и воспроизводства капитала в стране. А именно, перестроить Систему таким образом, чтобы повысить в ней роль волевой, экспертной и проектно-плановой составляющей. Для чего сконцентрировать административную, хозяйственную и политическую власть:

- на федеральном уровне - у Руководителя государства, с опорой на новый "индикативный" Госплан (с Правительством в качестве субъекта исключительно оперативного управления) и подчиненный Госплану Центральный Банк - Госбанк РФ;

- на региональном уровне - в администрациях новых государственно-общественных систем регионального развития и социального обезпечения, которые я назвал Губернскими общинами.


Губернская община


Администрация Губернской общины будет проводить оценку и мониторинг ресурсов территории, прорабатывать варианты их использования, формировать пул бизнес-планов и предлагать их региональному парламенту, который, в свою очередь, определит приоритетные. При этом, главными критериями отбора будут:

1. Построение в немалой степени (но не в абсолюте, разумеется) самодостаточного регионального хозяйства, на фоне максимально высокой производительности труда и максимальной рентабельности, при стремлении к максимальному числу технологических переделов.

2. Минимизация экологического ущерба региону от хозяйственной деятельности.

Губернская община будет работать на принципах системы "Ассоциация собственников", разработанной в Центре регионального развития СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ под руководством д.э.н. С.Ю. Андреева. Такая схема является потенциально эффективным инструментом развития, ибо превращает региональную экономику в, фактически, единый инвестиционный проект, в рамках которого для всех его участников (власти, бизнеса, работников, жителей) возникает общее целеполагание, направленное на рост социально-экономического потенциала территории, которое оказывается выгодным для ВСЕХ.

Принцип прост: местные и региональные чиновники, правоохранители, специалисты зарабатывают в зависимости от развития местного и регионального хозяйства. Чем выше уровень его развития, чем выше доходы с него, тем выше их личные (и абсолютно легальные) доходы.

Эффект возникает в результате гармонизации интересов власти, инвесторов, бизнеса, работников, жителей (на основе личной выгоды для каждого), что, в свою очередь, ведет к резкому росту отдачи от человеческого капитала (важнейшего фактора системы), а также природных, финансовых и производственных ресурсов территории.

Система способна снизить коррупционный потенциал управления за счет возможности для управленцев (и специалистов) всех уровней иметь много и, при этом, законно.

Система, благодаря заложенным в ней принципам, стимулирует повышение производительности труда, снижение издержек и создает платежеспособный спрос на инновации.


Корпорация развития территории


Помимо Губернских общин в каждой губернии будет работать Корпорация развития территории, в качестве конкурирующего и дополняющего Систему регионального хозяйства элемента. Суть ее работы проста: поиск бизнес-возможностей в плане надстраивания недостающих звеньев технологических цепочек, целенаправленное формирование территориально-хозяйственных комплексов, сбалансированных межотраслевым балансом.

Корпорация будет исключительно владельцем капитала, договариваясь о сотрудничестве с хозсубъектами, предоставляя им необходимый капитал в виде зданий, оборудования, транспортных средств, лицензий и обучения персонала. Добиваясь расширенного воспроизводства собственного капитала, она будет участвовать в прибылях в рамках простого товарищества (ст.1041 ГК РФ).

Такой "умный капиталист", инвестор, заинтересованный в росте добавленной стоимости, создаваемой в регионе.

Метод опробован д.э.н. В.И. Назаровым в нескольких районах Западной Сибири в 1994-2008 гг.


Мега-корпорация РФ


Третьим элементом Системы станет пул федеральных вертикально-интегрированных межотраслевых корпораций, объединенных в Мега-корпорацию РФ, контрольный пакет которой будет принадлежать Общественному капитальному фонду РФ (его пайщиками будут все граждане РФ).

Ввиду нарастания настроений социального реванша в обществе, держа в уме необходимость создания пула новых технологичных корпораций федерального уровня, а также на фоне проводимой руководством страны политики амнистии и репатриации российского капитала, крупному капиталу российского происхождения будет предложен способ самосохранения и, одновременно, демонстрации патриотизма, в виде инвестирования значительной части их денежных средств и собственности в эту самую Мега-корпорацию...


Руководитель страны


Руководитель государства возглавит Штаб, в который войдут:

- Госплан РФ (планировщик и координатор)
- Административно-бюджетное управление при Руководителе государства (составление консолидированного (или только федерального) бюджета страны)
- Специальный комитет при Руководителе государства (оператор приоритетных национальных проектов)
- Правительство РФ (текущее оперативное управление)
- ЦБ - Госбанк РФ (денежная эмиссия, надежное депонирование и движение денежных средств)
- Кредитно-страховой фонд РФ (мега-банк)
- Трехпалатный парламент РФ (консультативно-совещательный орган)
- Всероссийский Наблюдательный Совет (надзорный орган для контроля за формированием и использованием общественного капитала граждан РФ)

Штаб будет реализовывать свои функции через выдачу рекомендаций Руководителю государства по формированию налоговой, финансовой, технологической, таможенной и другим видам государственной политики, которая будет определяться, на основе этих рекомендаций, именно Руководителем.

Штаб поможет ему определить основные направления и принципы развития, совместно с основными акторами экономики - составить индикативные планы, а также частью организует, частью - поможет организовать обезпечение их необходимыми ресурсами:

- информационно-аналитическими и экспертизой,
- финансовыми,
- кадровыми,
- технологическими (добывание недоступных для приобретения технологий, ноу-хау)
- административными (защита от внешней конкуренции)
- силовыми (безопасность)
- и т.д.


Формирование приоритетов


Госплан и Правительство, отталкиваясь от планов основных акторов экономики РФ (включая планы Губернских общин), будут формировать приоритеты в развитии экономики страны следующими способами:

- через экспертно-аналитическую и нормативно-правовую деятельность по их поддержке,

- предлагая любым желающим экономическим агентам РФ - Мега-корпорации, корпорациям Губернских общин, и прочим - государственные заказы (причем, эти заказы могут быть обезпечены инвестиционными кредитами через Кредитно-страховой фонд РФ),

- путем распределения инвестиционных кредитов (частью в виде финансового сопровождения вышеупомянутых заказов, частью на конкурсной основе, частью на волюнтаристской основе).

Важно: доступ хозсубъектов к заказам и к инвестиционным кредитам будет, хотя и не в полной, но в значительной степени проводиться на конкурсной основе, на основе объективных экономических показателей претендентов и представленных ими бизнес-планов. Форма собственности не будет квалифицирующим признаком, при этом. Как и минимальная цена, предлагаемая на конкурсе, поскольку в нашем сверхсложном технологичном мире она не может являться основным критерием выбора.


Спецкомитет


Спецкомитет же, очевидно, будет получать часть инвестиционных кредитов, а также бюджетные средства на внеконкурсной основе и реализовывать свои проекты в "планово-волюнтаристском" формате, в качестве акторов используя и Мега-корпорацию, и Корпорации губернских общин и частные корпорации, и специально создаваемые новые госкорпорации.

Очевидно, именно Спецкомитет создаст несколько организаций по типу DARPA, финансируя новые проекты по сходным принципам: отбор проектов и их полноценное финансирование в течение первых трех-четырех лет, с последующим резким снижением финансирования в случае неудачного развития проекта и прекращением финансирования со временем, если перспектив у проекта так и не появится. И с дополнительным финансированием удачных проектов.

Ему же предстоит, во многом, сформировать венчурную систему в РФ и найти формат поддержки малых и средних инновационных предприятий, способы их взаимодействия с крупным бизнесом.

Также, именно он, очевидно, станет главным венчурным инвестором страны.


Бюджет страны


Руководитель государства, опираясь на подчиненное ему Административно-бюджетное управление, будет формировать проект консолидированного (или только федерального) бюджета страны. Сам и от своего имени. После чего - выносить его на обсуждение Штаба. Речь идет именно об обсуждении и согласовании, права вето не будет ни у кого. По итогам дискуссий и согласований, именно Руководитель будет утверждать бюджет.


Финансирование


Инвестиции в основные фонды и в человеческий капитал пойдут из следующих основных источников:

- из собственной прибыли хозсубъектов,
- займы/продажа облигаций хозсубъектов на финансовом рынке,
- аккумулирование в отраслевых/региональных инвестиционных фондах свободных средств граждан и организаций, с последующим их инвестированием в потенциально высокорентабельные проекты (японский опыт),
- эмиссия акций,
- иностранные инвестиции и несвязанные кредиты,
- и т.д.

Также, для пополнения оборотных средств будет задействован механизм переучета ЦБ - Госбанком РФ векселей хозяйствующих субъектов (не всех подряд, конечно, а лишь тех, которые будут отвечать определенным квалификационным признакам установленным ЦБ - Госбанком РФ).

Кроме того, часть финансирования пойдет за счет денежной эмиссии ЦБ. В качестве инструмента перераспределения финансовых ресурсов с целью повышения нормы накопления основного капитала, предлагается использовать целевую денежную эмиссию, которая будет направлена через специализированный Кредитно-страховой фонд РФ (в виде длинных низкопроцентных кредитов) на финансирование конкретных производственных, инфраструктурных и социальных проектов.

Вопрос о методике расчета предельных объемов такой эмиссии оставлю за скобками, ибо он большой, сложный и узкопрофессиональный.

Эмиссионное финансирование пойдет по (конкурирующим) заявкам различных хозяйствующих субъектов, региональных администраций, федеральных министерств и ведомств. Малый и средний бизнес сможет получать часть такого финансирования в качестве суб-подрядчиков более крупных хозсубъектов, в т.ч. системных интеграторов.

Механизм распределения эмитированной денежной массы между ними - тема отдельного большого разговора. Очевидно, этим займется Объединенный кредитный комитет - коллегиальный орган, который объединит представителей Госплана, Спецкомитета, Правительства и ЦБ - Госбанка РФ.

Причем, очень важно: основная часть эмитированных средств пойдет не в виде оборотного капитала для существующих хозсубъектов, а в виде целевых кредитов на приобретение и производство средств производства, строительство зданий, сооружений, жилья и создания новой инфраструктуры. Причем, кредитов не только существующим, но и вновь создаваемым под решение тех или иных задач хозсубъектам.

То есть, основная часть эмитированных рублей пойдет на создание основных фондов хозяйства, строительство жилья и подготовку кадров.

Причем, контроль за целевым использованием дешевых инвестиционных кредитов будет очень жестким. Возможно, эти инвестиционные деньги будут работать на блокчейн технологии.


Обоснование денежной эмиссии (проинфляционной политики)


Леонид Пайдиев, экономист:

Есть проинфляционная и дефляционная политика. Обильно вбрасываешь деньги в экономику или бережно к ним относишься — в итоге развитие придет к одному и тому же результату. Это называют нейтральностью денежного предложения. Только если мы посмотрим на график времени и экономического роста, то при проинфляционной политике будет такой горбик: рост, рост, рост, потом это перестает действовать и начинается спад. При дефляционной же политике, когда деньги не даешь, сидишь, как Гобсек, наоборот впадинка такая появляется на графике, а потом экономика постепенно идет на подъем. Так вот эта разница, эта дельта между впадинкой и ростом, — это не абстрактная величина. Это накопленное национальное богатство. Это построенные фабрики, заводы, торговые центры, люди, получившие образование, дети, у которых состоялось будущее, без которого они бы умерли на помойке или стали бы преступниками.

Общество стало богаче. Поэтому инфляционная политика, если не пережимать, не переходить за определенные пределы, — она есть благо.


Кредитно-страховой фонд РФ (мега-банк)


Эмитированная денежная масса будет передаваться от ЦБ государственно-общественному безприбыльному Кредитно-страховому фонд РФ в виде долгосрочных безпроцентных займов. Фонд займется "работой в поле", организуя кредитование хозяйствующих субъектов РФ и добиваясь минимальной процентной ставки и высокой возвратности выданных ссуд.

Кредитно-страховой фонд РФ будет кредитовать под 2% годовых (которые покроют его издержки и позволят создать страховой фонд):

- администрации субъектов федерации;
- губернские общины;
- корпорации развития территории;
- общественный капитальный фонд РФ (мега-корпорацию РФ);
- федеральные министерства и ведомства, государственные и общественные организации;
- предприятия и организации различных форм собственности;
- граждан РФ

на цели:

- инвестиции в производственные и сервисные хозяйствующие структуры;
- строительство и реконструкция дорог и создание всевозможных инфраструктур;
- строительство и реконструкция жилья;
- строительство и реконструкция учреждений воспитания, образования, здравоохранения и науки;
- и т.д.

Кредиты будут выдаваться в пределах лимитов, в объемах и по направлениям, согласованными между получателями и Объединенным кредитным комитетом - коллегиальным органом, который объединит представителей Госплана, Спецкомитета, Правительства и ЦБ - Госбанка РФ.

Кредиты будут выдаваться на условиях софинансирования. Таким образом, этот фонд станет своеобразным "турбонаддувом", позволяющим существенно усиливать инвестиционные возможности массы самых разных акторов национального хозяйства России.


Собственность


Значительная часть новой собственности, формируемой, прежде всего, с помощью кредитования через вышеупомянутый фонд, будет принадлежать обществу (даже не государству):

- Губернским общинам,
- Корпорациям развития территорий
- Мега-корпорации РФ и Общественному капитальному фонду РФ.

Общественный капитальный фонд РФ будет владеть контрольным пакетом Мега-корпорации РФ. Он будет разделен на несколько миллионов равных долей - паев. Каждый гражданин РФ получит пожизненный невыделяемый ненаследуемый пай в этом фонде.

Разумеется, я далек от мысли сделать общественную собственность монопольной, но свое заметное место в структуре собственности РФ она должна бы занять. Наряду с частным капиталом, общественный капитал граждан РФ станет надежной базой для создания ВВП страны. А рента с него пойдет на общественно и социально значимые расходы, позволяя повышать их без чрезмерного завышения налоговой нагрузки на экономику и граждан.

При достаточно высокой норме прибыли, со временем, фондовооруженность российской экономики может (и должна) стать очень высокой и значительная часть этих фондов будет представлять собою общественный капитал. Соответственно, рента с них составит немалые суммы и по объемам однажды может оказаться сравнимой с налогами и сборами.

Да, ощутимых объемов ренты с общественного капитала мы дождемся еще не скоро, процесс его накопления растянется на десятилетия, но именно такой механизм дополнительного финансирования социальных расходов является самым исторически перспективным - мое мнение.


Новые города


Одной из составляющих предлагаемых преобразований является проект развития существующих и строительства новых городских агломераций в РФ. И причин для этого предложения несколько.

Во-первых, строительство обладает большим мультипликативным экономическим эффектом. Рост ВВП, зарплат и налогов, сопровождающий подобные проекты, может оказаться настоящим спасательным кругом в наступающие для нашей экономики трудные времена. Этот проект в состоянии всерьез поддержать ее на плаву в течение переходного к новой Системе периода, не позволив обрушиться (что, в противном случае, вполне реально).

Во-вторых, наши основные фонды, включая всевозможную инфраструктуру, обветшали и требуют замены. Восстановительная их стоимость - огромна и где взять деньги на их воссоздание и модернизацию, непонятно. Экономисты Ханин и Фомин предлагают сократить личное потребление в РФ в двое (а элиты - в 6(!) раз), чтобы высвобожденные таким образом средства пустить на инвестиции. Что, по моему мнению, сделать нереально.

Да, новые технологии дают нам шанс построить новые основные фонды, инфраструктуру на меньшие деньги. Но насколько велик потенциал такого снижения издержек - большой вопрос. Количественных оценок я лично пока что не видел. Уже поэтому любой дополнительный потенциал снижения себезтоимости основных фондов не будет лишним.

Но предложенное массовое строительство как раз и позволяет несколько снизить себезтоимость строительства зданий, сооружений, дорог и прочих коммуникаций, энергетики, систем ЖКХ и проч., проч., проч. - за счет больших объемов.

Кроме того, агломерационный эффект: сокращение протяженности необходимых дорог и прочих коммуникаций, за счет большей плотности населения и, как результат, более интенсивного их использования, также позволит несколько снизить необходимые их объемы, а значит, и объемы необходимых для создания инженерной инфраструктуры средств.

В-третьих, решение жилищной проблемы - также не пустяк.

Не говоря уже о том, что, в-четвертых, параллельно со старой Россией, рядом с нею, начнется комплексное строительство новой, "с иголочки", страны.

Наконец, такой проект может стать инструментом перемен. Что я имею в виду? Он может стать тем самым кончиком, потянув за который можно попытаться осторожно распутать весь тот клубок проблем, который сформировался за последние десятилетия в стране. Ибо кто и с какой стати вдруг начнет масштабные системные преобразования в России? Инерция последних десятилетий в экономической и общественной жизни свидетельствует о том, что власти не склонны к большим и глубоким переменам - ибо с какого ...? И лишь катастрофическое ухудшение положения, по всей видимости, вынудит их начать таковые. Однако надо понимать, что убаюканные недостоверной статистической информацией (подобно лидерам позднего СССР) и слабой обратной связью, наши руководители если и начнут действовать в таком ключе, то лишь тогда, когда негативные процессы в экономике уже успеют развиться и приобрести если не необратимый, то крайне опасный характер. И тогда любые преобразования будут стоить стране и народу очень, очень дорого, ибо ресурсов у нас будет куда меньше чем сейчас.

Буду счастлив ошибиться в этом, но...

А вот запустить проект строительства новых агломераций, пусть для начала в небольшом объеме и с минимальными изменениями нормативной базы - это гораздо реалистичнее, по-моему. Тоже непросто, но реально.

Ведь надо понимать, что развитие проекта потребует все новых и новых изменений. Он может стать тем самым рычагом, с помощью которого можно начать работу по переформатировании страны. Потому что стоит власти сделать первые шаги по его реализации, сама его внутренняя логика потребует следующих.

Таким образом, проект новых агломераций, по-моему, может стать тем самым мостиком в будущее, строительство которого можно начать уже сегодня.


Ключевые особенности системы


Ключевыми особенностями системы должны быть:

1. Подлинная суверенность власти и управления, базирующаяся на суверенной науке, аналитике, экспертизе и аудите на всех уровнях власти и управления.

2. Суверенный денежный эмиссионный центр.

3. Железобетонная защита прав собственности (право плюс технология архивирования).

4. Непрогибаемый и квалифицированный суд. (Хотя, желательно чтобы Руководитель государства имел право вето на решения Верховного суда РФ и суды более низких инстанций. Вообще, обладал высшей судебной властью в стране.)

5. Формальные, относительно прозрачные организации/площадки для (само)воспитания элиты, для внутри- и межэлитной коммуникации.

6. Формализованная, четко прописанная в законах (чтобы не скатываться на неформальные, квази-мафиозные методы управления) абсолютная власть руководителя государства, на фоне самого широкого местного самоуправления, имеющего как большие полномочия, так и достаточно большие государственные и общественные средства в распоряжении.


Абсолютная власть


Поскольку народ России слаб, гражданское общество - в зачаточном состоянии, единственный эффективный и надежный способ пройти через готовящиеся для нас испытания и выйти на дорогу реального развития - это абсолютная власть "хорошего" царя. К сожалению, любые надежды исключительно на народную самоорганизацию, на парламентскую демократию, в текущей исторической реальности, наивны. Нужен Некто, способный отстоять интересы народа, отбить атаки внешних и внутренних хищников, постепенно выстроить Систему социального, солидарного государства 21 века.

Хотя, при этом, он должен опираться на федеральный и региональные парламенты, которые должны стать рабочими площадками по переформатированию государства, но принимаемые ими нормативные акты, при этом, на некий переходный период (6 - 12 лет) в иерархии законов должны стать актами более низкого уровня, чем указы руководителя государства - главного организатора и координатора работы по переформатированию страны.


На главную страницу блога

Tags: #новая россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments